Международная научная конференция «От модерна к футуризму: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация»
23 октября 2018 г. - 25 октября 2018 г. | Конференции
Дорогие коллеги!
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского организует: Международную научную конференцию — «От модерна к футуризму: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация».
Главная тема для обсуждения на конференции — смена культурных парадигм в конце XIX–первых десятилетий ХХ века, периода, отмеченного поиском и утверждением новых идей во всех сферах творчества. В этом смысле показательны «Стиль модерн» в России, «Art nouveau» во Франции, «Jugendstil» в Германии «Secession» в Австрии, Чехии, Польше… Вместе с тем уже к концу 1900-х годов в искусстве начинают проявляться яркие и парадоксальные альтернативные тенденции, объединенные под знаком радикального новаторства: итальянские футуристы, российские будетляне, бельгийские и французские дадаисты, отрекаясь от традиций, создавали новые творческие языки, призванные выразить утопическую идею преобразования самой реальности.
В музыке означенные черты находят не менее яркое воплощение, чем в изобразительном, словесном, театральном искусстве. Причем не только композиторское творчество, но и исполнительство оказываются проникнутыми духом той авангардной эпохи.
В наши дни разгорается научный интерес к раннему музыкальному (в том числе и исполнительскому) авангарду. Это дает основание исследователям встретиться для продуктивной научной дискуссии
Отметим некоторые из возможных тематических направлений для обсуждения на конференции:
- исполнительская интерпретация сочинений эпохи модерна;
- исполнительская интерпретация музыки футуристического направления;
- связь новой композиторской стилистики конца XIX – начала ХХ веков с другими видами искусства;
- параллели футуризма начала ХХ века и современного искусства (музыкальная композиция, исполнительство, театр, литература);
- экспрессионизм в музыке и живописи: параллели и пересечения;
- символизм в литературе, изобразительном искусстве, музыке: параллели и пересечения;
- индивидуальные черты стиля музыканта (как композитора, так и исполнителя) в контексте эпохи модерна и футуризма;
- анализ новых исследований по проблематике конференции;
Регламент выступления: 20 минут плюс 10 минут на обсуждение доклада и дискуссию.
Оргкомитет оставляет за собой право конкурсного отбора докладов.
Планируется издание материалов конференции; приветствуются темы, связанные с исполнительским искусством.
Проезд и проживание иногородних участников оплачивается за счёт направляющей стороны.
Заявки на участие в конференции просьба прислать до 15 сентября 2018 г. по электронной почте одновременно на 3 адреса:
В заявке необходимо указать Ф.И.О., место работы, ученую степень и звание, должность, электронный адрес, контактный телефон, а также тему выступления и краткие тезисы (до 1000 знаков с пробелами).
Программный комитет конференции:
Зенкин К. В.
председатель программного комитета, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского;
Красногорова О. А.
кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкальной педагогики и исполнительства, Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки;
Чинаев В. П.
доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского;
Грохотов С. В.
кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского;
Насонов Р. А.
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского;
Шатский П. А.
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского;
Мофа А. В.
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского;
Федорова М. А.
преподаватель кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского;
Манаков Н. С.
ассистент-стажер фортепианного факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Программа конференции
23 октября 2018 г. Конференц-зал
10:45. Регистрация участников
11:00. Открытие конференции. 1-е заседание. Ведущий В. П. Чинаев
11:15. Скворцова Ирина Арнольдовна. Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«Русский музыкальный модерн: особенности эстетики»
11:45. Гюнтер Томас. Профессор Университета искусств «Фолькванг» (Эссен, Германия)
«Футуризм в русской музыке 1910–1930-х годов»
12:45. Левая Тамара Николаевна. Доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки
«На перекрестке 1913 года: Скрябин и Прокофьев»
13:15. Чинаев Владимир Петрович. Доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«Русский космизм в поисках абсолюта: параллели и пересечения в музыкальном, поэтическом и изобразительном творчестве 1910−1920-х годов»
Перерыв
2-е заседание. Ведущий С. В. Грохотов
15:00. Зенкин Константин Владимирович. Доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«Бузони — Юдина — Гульд: к вопросу о “модернизме” в исполнительском искусстве»
15:30. Жабинский Константин Анатольевич. Библиограф, старший преподаватель Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова
«“Отзвуки” русского модерна в отечественной массовой музыкальной культуре 1990–2000-х годов»
16:00. Засимова Анна Викторовна. Кандидат наук, PhD, доцент Высшей школы музыки Карлсруэ (Германия)
«Путь к модерну: Г. Л. Катуар. Штрихи к портрету»
16:30. Ляхович Артем Владимирович. Кандидат искусствоведения, доцент Киевского института музыки имени Р. М. Глиэра (Украина)
«Автобиографический миф в музыке Бориса Лятошинского»
17:00. Баркалая Нино Оттовна. Кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«Новый звук как Новый инструмент. О создателях “инструментов будущего” в России 1910–1930-х годов»
18:00. Фуршет
24 октября. Конференц-зал. 3-е заседание. Ведущий К. В. Зенкин
12:00. Грохотов Сергей Владимирович. Кандидат искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«О символической дихотомии “мужского” и “женского” в музыкальной драматургии А. Н. Скрябина»
12:30. Говар Наталья Алексеевна. Кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных
«Фортепианная миниатюра Владимира Дешевова “Рельсы” (1926) как музыкальный символ времени»
13:00. Смирнова Марина Вениаминовна. Доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
«Воздействие композиторских исканий А. Шнабеля на стиль его исполнительской интерпретации»
13:30. Насонов Роман Александрович. Кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«“Ведьмина песнь” Макса фон Шиллингса в исполнении Людвига Вюльнера: “по ту сторону Вагнера и Листа”»
14:00. Сапонов Михаил Александрович. Доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«Беззвучный марш и стена из пауз: рождение авангарда?»
Перерыв
4-е заседание. Ведущая Т. В. Цареградская
15:30. Дейнека Эвелина Александровна. Кандидат медицинских наук, MD, PhD, сотрудник лаборатории «Литература, истории, эстетика» Университета «Париж 8» (Франция)
«Контрапункт как метафора модернизма»
16:00. Соломонова Алина Алексеевна. Старший преподаватель Петербургского института иудаики
«Между творческой реконструкцией и имитацией музыки немого кино: случай “Кабинета доктора Калигари”»
16:30. Свиридовская Нина Давидовна. Кандидат искусствоведения, старший преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«Театр Кандинского — проблемы современных интерпретаций»
17:00. Сайгушкина Ольга Павловна. Кандидат искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
«Западные пианисты — исполнители фортепианной музыки русского авангарда первой волны: Марк-Андре Амлен, Штефен Шлейермахер, Херберт Хенк»
17:30. Цареградская Татьяна Владимировна. Доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных
«“Поздний модернизм” в музыке конца ХХ — начала XXI века»
19:00. Концерт «От модерна к футуризму: русский аспект» (Концертный зал имени Н. Я. Мясковского)
25 октября. Конференц-зал. 5-е заседание. Ведущие Р. А. Насонов, С. В. Грохотов
12:00. Мёних Сюзанн. Преподаватель Общеобразовательной школы г. Хайлигенхауз (Германия)
«Стилистические тенденции в изобразительном искусстве первой четверти XX века (на примере избранных шедевров Музея “Фолькванг” в Эссене)»
12:20. Шатский Павел Андреевич. Кандидат искусствоведения, старший преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«12 этюдов К. Дебюсси: от экзерсиса — к инсталляции»
12:40. Фёдорова Мария Анатольевна. Преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«К. Дебюсси и М. Равель: особенности интерпретации арфовых сочинений»
13:00. Толстых Нонна Павловна. Кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«Изобретатель музыки неукрашенной, чистой и колдовской: интерпретация фортепианной музыки Эрика Сати»
13:20. Мофа Алла Васильевна. Кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«Фортепианное творчество Фредерика Дилиуса и музыкальный модерн»
Перерыв
6-е заседание. Ведущие Р. А. Насонов, В. П. Чинаев
14:00. Манаков Николай Сергеевич. Ассистент-стажер кафедры концертмейстерского мастерства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«Образность и поэтика камерно-вокальной музыки С. В. Рахманинова, М. Ф. Гнесина, А. Т. Гречанинова, Н. Н. Черепнина на тексты русских поэтов-символистов»
14:20. Нгуен Ви (Ханой, Вьетнам). Аспирантка Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
«Фортепианные сочинения Льва Оборина 1920-х годов в классе М. С. Воскресенского»
14:40. Наветная Анна Петровна. Преподаватель Детской музыкальной школы имени Н. Я. Мясковского, аспирантка Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова
«Стиль модерн и творчество Белы Бартока (на примере оперы “Замок Герцога Синяя Борода”)»
15:00. Суханова Татьяна Борисовна. Кандидат искусствоведения, доцент Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки
«Черты стиля модерн в творчестве Ф. Крейслера»
15:20. Воробьева Ольга Александровна. Кандидат искусствоведения, старший преподаватель Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки
«Спустя столетие: отголоски и отражения»
16:30. Круглый стол по итогам конференции