Цикл концертов «Красное колесо»
17 сентября 2017 г. - 3 декабря 2017 г. | Фестивали
Впервые слушателям будет представлен практически полный спектр советской камерно-оркестровой музыки послереволюционного периода. Уникальность проекта связана с идеей возвращения ценностей и интонаций эпохи, все более отдаляющейся от нас. «Красное колесо» — это антология раритетов, искусственно выведенных из сферы общественного внимания и концертной практики. Ни одно из сочинений программ не входит в репертуарный лист какого-либо российского коллектива, и в этом смысле «Студия новой музыки» вновь выступает первопроходцем.
Художественный руководитель проекта, профессор Владимир Тарнопольский: «Мне кажется, этот цикл станет важным событием в концертной жизни Москвы. Это результат многолетнего научного и творческого исследования и селекции огромного количества музыкальных событий революционного периода. Никогда еще музыкальная панорама того времени не была представлена так широко, во всех своих противоречиях и в то же время — так целостно».
«Слушайте музыку революции!» – призывал в 1918 году Александр Блок. Подобно тому, как вдребезги раскололась осенью 1917-го русская жизнь, так и русская классическая музыка распалась на массу течений и индивидуальностей, раскиданных по всему свету. Коллективный портрет музыки «по периметру» Красного колеса включает сочинения Прокофьева и Шостаковича, Задерацкого и Щербачева, Рославца и Мосолова, Попова и Половинкина, Попова, Шиллингера, Животова. Все это вместе отражает пестрый и разноголосый мир русского музыкального искусства рубежа 1910-х–1920-х годов.
Четыре концерта «Студии новой музыки» пройдут в Рахманиновском зале Московской консерватории: 18 сентября, 11 октября, 2 ноября, 3 декабря.
«Четыре концерта «Студии новой музыки» – это полный оборот красного колеса русской и мировой истории, заскрипевшего и сдвинувшегося под залпы первой мировой и выкатившегося по ухабистому бездорожью "ревущих двадцатые" на гладкий автобан тоталитаризма. Мы удерживаемся на спице этого колеса, как Бастер Китон на стрелке башенных часов, и видим, внизу, справа и слева то огненные знаки пророков и провозвестников революции, то безумие звучащего мира машин, то полыхающие деревни. Композиторы в растерянности: старые формы рухнули вместе со старым миром. Нет звуков, нет красок, чтобы описать все, что происходит. Изобретаются новые инструменты, новые музыкальные строи. Музыка пишется даже на тексты газетных объявлений.
Вся эта жестокость и трепетность, рациональность и мистика времени слышна в музыке нескольких поколений русских композиторов, писавших в СССР и в эмиграции. Не важно, известны ли их имена всему миру, или забыли о них надолго – красная линия окружности непрерывна, и на ней важна каждая точка. А нам важно представить слушателям наиболее полную картину этого движения, без фикций и реконструкций» (научный сотрудник Научно-творческого центра современной музыки, доцент Федор Софронов).