Научная конференция «Источниковедение в истории исполнительского искусства»
20 апреля 2017 г. | Конференции
Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского и кафедра истории и теории исполнительского искусства приглашают музыкальных историков и исполнителей, специализирующихся в изучении старинной музыки, к участию в конференции, посвященной источниковедению в области исполнительской культуры прошлого. Цель конференции – введение в научный оборот малоизученных в нашей стране материалов и документов, уточняющих, конкретизирующих, раскрывающих существенные аспекты инструментального и вокального исполнительства, дополняющих и корректирующих информацию об исторически и практически значимых аспектах исполнительской культуры.
В тематике докладов, представляемых на конференцию, желательны:
- не публиковавшиеся ранее на русском языке зарубежные школы, трактаты, пособия по различным инструментам;
- малоизвестные школы, труды, пособия русских авторов либо редкие переводные издания;
- работы по органологии;
- дневники, записки, заметки современников об исполнительской практике;
- аутентичные документы о повседневной деятельности музыкантов-исполнителей, музыкальных объединений, учреждений;
- мемуары (включая эпистолярий) о музыкантах и концертной жизни;
- обзоры периодической печати.
Приоритетными являются хронологические рамки представляемых в докладах материалов и документов, ограниченных первой половиной XIX столетия.
По итогам конференции будет издан сборник материалов.
Срок подачи заявок с указанием фамилии, имени, отчества, места работы, должности и ученой степени, темы доклада и тезисами (до 1000 знаков) — до 1 марта 2017 года.
Контакты: по творческим вопросам: +7 905 5542726, berezin11@yandex.ru
Заявки просьба присылать одновременно на три адреса:
berezin11@yandex.ru (Березин Валерий Владимирович, отв. лицо, проф. кафедры истории и теории исполнительского искусства)
tchinaev@mail.ru (Чинаев Владимир Петрович, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства)
nauka@mosconsv.ru (приемная проректора по научной работе Константина Владимировича Зенкина)
Программа
19-20 апреля 2017
Конференц-зал Московской консерватории
19 апреля, среда
11.00. Открытие конференции.
Вступительное слово заведующего кафедрой истории и теории исполнительского искусства, профессора В. П. Чинаева.
О содержании и регламенте конференции – профессор В. В. Березин
I сессия, ведущий – профессор В. П. Чинаев
11.30 –12.00
Вискова Ирина Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории.
Иконография в «Истории музыкальных инструментов» КуртаЗакса
12.00 – 12.30
Насонов Роман Александрович, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории.
Музыкальная жизнь барочного Рима в описании Андре Могара
12.30 – 13.00
Наумов Александр Владимирович, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории.
Вокальные «Принципы» мэтра Лекюйе
Перерыв с 13. 00 до 13.15
13.15 – 13. 45
Панов Алексей Анатольевич, доктор искусствоведения, профессор СПбГУ
Florilegium Secundum Георга Муффата (1698)
13.45 – 14.15
Катонова Наталья Юрьевна, кандидат искусствоведения, зав. отделом Государственного центрального музея современной истории России.
Комментарий к работе В. Апеля «Ранняя история органа» в контексте истории четырехручного органно-клавирного исполнительства 14.15 –
14.15 – 14.45
Шеко Николай Александрович, исполнитель на старинном гобое, магистр Парижской консерватории, исследователь.
Трактат Жака-Мартена Оттетера «Основы игры на поперечной флейте, продольной флейте и гобое» (1701): советы музыканта Людовика XIV
Перерыв с 14.45 до 15. 30
II сессия, ведущий – профессор А. А. Панов
15.30 – 16.00
Грохотов Сергей Владимирович, кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории.
«Несокрушимый триумфатор…» Карл Таузиг в воспоминаниях Вильгельма фон Ленца
16.00 – 16.30
Бояркина Альбина Витальевна, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ.
Письма Леопольда Моцарта из первого путешествия в Италию (1769-1771)
16.30 – 17.00
Жесткова Ольга Владимировна, кандидат искусствоведения, доцент Казанской консерватории.
Batteur de mesure во французском оперном оркестре XVIII – начала XIX вв
Перерыв с 17.00 до 17.15
17.15 – 17.45
Куликов Александр Евгеньевич, кандидат искусствоведения, Детская музыкально-хоровая школа № 106 г. Москвы.
Труд, доселе не существовавший»: «Полная теоретико-практическая школа ор. 500» Карла Черни в контексте истории фортепианного искусства
17.45 – 18.15
Чернышов Андрей Владимирович, исполнитель на лютне, исследователь.
Основные учебники игры на лютне в Англии начала XVII века: Томас Робинсон «Школа музыки» (1603), Роберт Доуленд «Разнообразные лютневые уроки» (1610)
20 апреля, четверг
III сессия, ведущий – доктор искусствоведения Ю. С. Бочаров
11.00 – 11.30
Мофа Алла Васильевна, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории.
Трактат Муцио Клементи «Введение в искусство игры на фортепиано» (1801) — одно из первых пособий обучения игре на фортепиано
11.30 – 12.00
Нодель Филипп Викторович, доцент Московской консерватории.
Сборник сонат “Il pastor fido”: история одной мистификации
12.00 – 12.30
Бочаров Юрий Семенович, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Московской консерватории.
Сюита в источниках эпохи барокко
Перерыв с 12.30 до 13.00
13.00 – 13.30
Сафонова Елена Леонидовна, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории.
Первые учебные пособия для скрипки в России конца 18 – середины 19 века
13.30 – 14.00
Зенаишвили Татьяна Амирановна, кандидат искусствоведения, доцент Московской консеравтории.
«Клавикордная школа» Г. С. Лелейна - первое русское учебное пособие (1773)
14.00 – 14.30
Суховейко Рената, профессор, доктор Ягеллонского университета (Краков).
Французские учебные пособия игры на скрипке первой половины XIX века. Эстетические, технические и дидактические аспекты
Перерыв с 14.30 до 15.15
IV сессия, ведущий – профессор В. В. Березин
15.15 – 15.45
Никитина Вера Николаевна, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Московской консерватории.
Источники из личных собраний в изучении истории Московской консерватории
15. 45 – 16.15
Власова Наталья Олеговна, доктор искусствоведения, руководитель НИЦ «Московская консерватория», ведущий научный сотрудник ГИИ.
О неосуществленном оперном замысле Антона Рубинштейна: «Росвита» (по материалам неопубликованных писем композитора)
16.15 – 16.45
Моисеев Григорий Анатольевич, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Московской консерватории.
Дневники Романовых как музыкально-исторический источник
Перерыв с 16.45 до 17.00
17.00 – 17.30
Сафонова Александра Анатольевна, аспирант Московской консерватории.
Примеры фиксации норм вокально-театрального искусства последней четверти XVIII века в нотных материалах из фондов графов Шереметевых
17.30 – 18.00
Березин Валерий Владимирович, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории.
Повседневная жизнь менетрье французских музыкальных корпораций: уставы и правила