Юбилей шедевра: к столетию «Весны священной» И. Ф. Стравинского
12 мая 2013 г. - 15 мая 2013 г. | Конференции
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Юбилей шедевра: к столетию «Весны священной» И. Ф. Стравинского
Международная научная конференция
29 мая 1913 года с неслыханного скандала в парижском театре Елисейских полей началась история «Весны священной» Игоря Стравинского. Этому произведению было суждено стать символом новой музыки ХХ века, маяком для будущих поколений композиторов и слушателей. Рожденная на русской почве, увидевшая свет под французским титулом Le Sacre du printemps, «Весна священная» с самого начала своего существования снискала международное признание и мировую славу. Через сто лет после премьеры художественный и культурный мир торжественно отмечает ее появление на свет – театральными постановками, выставками, книгами и конференциями. Одна из них открывается в Московской консерватории имени П. И. Чайковского.
Наше научное событие – ответное: в октябре 2012 в Университете Северной Каролины в Чепел Хилл (США) состоялась масштабная конференция, собравшая крупнейших исследователей и практиков, связанных с творчеством И. Ф. Стравинского и его великим балетом. Ее участниками стали также российские музыковеды и ансамбль «Студия новой музыки», который представил программу из сочинений русских композиторов ХХ столетия. Теперь мы принимаем наших гостей из США, Великобритании и Германии, из Киева, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга, которые выступят наряду с музыковедами и театроведами Москвы. Мы надеемся, что наши собрания послужат дальнейшему культурному сближению разных стран и регионов.
Добро пожаловать на юбилей великой «Весны священной»!
Светлана Савенко
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Центр современной музыки (Москва)
Байка о Стравинском
к открытию конференции
«Юбилей шедевра. К 100-летию Весны священной»
концерт состоится в Рахманиновском зале консерватории
в воскресенье 12 мая 2013 года
Начало в 19.00.
Вход свободный
В программе:
Игорь Стравинский
Три пьесы для струнного квартета (1914)
Концертино для струнного квартета (1920)
Прибаутки шуточные песенки для среднего голоса и 8 инструментов (1914)
Dumbarton Oaks Концерт in Es для камерного оркестра (1938)
Байка Веселое представление с пением и музыкой (1916)
Сто лет назад после представления Весны священной закрылся занавес. И на нём как будто оказалась нарисована вся история музыки ХХ столетия — от Вареза и Хиндемита до минималистов, Лахенмана и Гризе. Впрочем, и дальнейший зигзагообразный творческий путь самого автора Весны оказался прочерчен достаточно ясно: последовать по нему и предлагает наша программа, в которую включены довольно редко звучащие сочинения Стравинского 20-х–30-х годов.
Федор Софронов
Светлана Савенко (сопрано)
Олег Долгов (тенор)
Георгий Фараджев (тенор)
Евгений Ставинский (бас)
Олег Диденко (бас)
Ансамбль Студия Новой Музыки
Дирижер — Филипп Чижевский
Художественный руководитель — Владимир Тарнопольский
(495) 690-5181
(495) 629-1365
info@ccmm.ru
Контакты для прессы:
8-910-418-7349 – Вера Серебрякова
Расписание конференции
13 мая, понедельник
Конференц-зал Московской консерватории
- 10.00 Открытие конференции
Приветственное слово Александр Сергеевич Соколов
Ректор Московской консерватории, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующий кафедрой теории музыки - 10.30 Ричард Тарускин (Калифорнийский университет, Беркли)
Сопротивляясь «Весне» (лекция) - 11.30 перерыв
Секция 1 «Весна священная» как историко-культурный феномен
Ведущий проректор по научной работе профессор К. В. Зенкин
12.00–14.00
- Тамара Николаевна Левая (Нижний Новгород)
«Весна священная» и метаморфозы русского скифства - Алла Александровна Баева (Москва)
Феномен «Весны священной»: слышать музыку глазами - Елена Эдуардовна Верещагина (Москва)
«Весна» и власть: французское versus русское в балете Стравинского - Татьяна Борисовна Баранова (Базель, Швейцария)
Слово – миф – ритуал – мистерия (о генезисе замысла Sacre)
14.00–15.00 обед
Секция 2 «Весна священная»: контекст и генезис
Ведущая — С. И. Савенко
15.00 – 16.30
- Ирина Евгеньевна Сироткина (Москва)
К истории идеи “Весны священной” – от “Элевсинских мистерий” Алистера Кроули до “Русалии” Алексея Ремизова - Татьяна Эдуардовна Верещагина (Москва)
Гарри Кесслер о «Весне» и Русских сезонах - Маргарита Ивановна Катунян (Москва)
«Весна священная» в эпистолярном наследии Дебюсси
16.30 перерыв
17.00–18.30
- Тамара Левиц (Калифорнийский университет, Лос-Анджелес)
Почему 1913? - Ярослав Ильич Тимофеев (Москва)
1913 год Стравинского: игра двух городов - Кевин Бартиг (Мичиганский университет)
Стравинский, «Весна» и Прокофьев
18.30 Дискуссия
19.00 Фуршет
14 мая, вторник
Секция 3 «Весна священная» и танец
Ведущая – Е. Э. Верещагина
10.00
- Линн Гарафола (Колумбийский университет)
Век «Весны»: формирование авангардной традиции (лекция)
11.00 перерыв
11.30–13.00
- Миллисент Ходсон (Лондон)
Смерть от танца: «Весна» Нижинского - Елизавета Яковлевна Суриц (Москва)
«Весна священная» в постановке Л. Ф. Мясина - Анна Евгеньевна Меловатская (Москва)
Первая постановка «Весны священной» в СССР
13.00 перерыв
13.30–15.00
- Стефани Джордан (Рохэмптонский университет, Лондон)
«Весна» как танец: недавние версии или Как ее обновить - Габриэле Брандштеттер (Свободный университет, Берлин)
«Весна священная» как источник: Le Sacre du printemps и RoS Indexical Ивонны Райнер - Виктория Андреевна Хлопова (Москва)
Новый французский танец и его видение «Весны священной»: версии Анжелена Прельжокажа, Жана-Клода Галлотты и Режиса Обадья
15.00–16.00 обед
Секция 4 «Весна священная»: интерпретации и документы
Ведущий – Кевин Бартиг
16.00 – 17.30
- Варвара Владимировна Докшина (Санкт-Петербург), Светлана Борисовна Потемкина (Москва)
«Весна священная» как предчувствие Вацлава Нижинского: новый метод анализа известного хореографического текста - Сергей Александрович Конаев (Москва)
Цена «Весны»: мистерия в условиях дягилевской антрепризы - Наталия Александровна Брагинская (Санкт-Петербург)
Автографы «Весны священной» в Российской национальной библиотеке
17.30 перерыв
18.00–19.00
- Ольга Борисовна Манулкина (Санкт-Петербург)
Жаркое лето пятьдесят девятого - Евгения Давидовна Кривицкая (Москва)
«Весна священная» в дирижерских интерпретациях
19.00 дискуссия
15 мая, среда
Секция 5 «Весна священная» и проблемы теории музыки
Ведущая — О. Б. Манулкина
09.30–10.30
- Питер ван ден Турн (Калифорнийский университет, Санта-Барбара)
Физика «Весны» и ее источник: замечания о метрических силах и разрывах (лекция)
10.30 перерыв
11.00–12.30
- Стивен Уолш (Кардиффский университет)
«Весна священная»: DIONYSOS MONOMETRIKOS - Евгения Александровна Изотова (Москва)
Три взгляда на «Весну священную» - Северин Нефф (Университет Северной Каролины в Чепел Хилл)
Как нельзя интерпретировать «Весну священную»: Теории Шёнберга, запись Лейбовица
12.30 перерыв
13.00–14.30
- Морин Карр (Университет Пенсильвании)
Стравинский на перепутье после «Весны»: Песнь механического Соловья (1 августа 1913) - Ильдар Дамирович Ханнанов (Институт Пибоди Университета Джона Гопкинса)
От Римского-Корсакова — Стравинскому: дары помимо октатоники - Григорий Иванович Лыжов (Москва)
Ю. Н. Холопов и его анализ «Весны священной»
14.30–15.30 обед
Секция 6 «Весна священная» и музыка ХХ века
Ведущая — Н. А. Брагинская
15.30–17.00
- Валентина Николаевна Холопова (Москва)
Стравинский – «фольклор» для современных композиторов - Елена Сергеевна Зинькевич (Киев)
«Весна священная»: украинские «сюжеты» - Светлана Ильинична Савенко (Москва)
Судьба «Весны священной» на родине
17.00 Заключительная дискуссия