Музыканты собирают деньги на спасение органа Московской консерватории
7 декабря 2012 г. |
Фойе Кремлевского дворца, как зал прилетов в аэропорту. Скрипач Максим Федотов только что прибыл из Санкт-Петербурга, выступал в филармонии. Виолончелист Кирилл Родин специально вернулся из гастрольного тура по Уралу. Как и остальные восемь участников благотворительного концерта, они – лауреаты конкурса имени Чайковского, мировые звезды. Их почти невозможно застать в Москве, не то, что собрать на одной сцене. Впрочем, напряженный график для музыкантов – ничто, когда на кону спасение «короля инструментов».
«Есть у нас "Ахиллесова пята" — это орган Большого зала консерватории, который нельзя было трогать из-за сжатых сроков подготовки помещения к конкурсу Чайковского. Мы отреставрировали фасад, и он выглядит благообразно и красиво, но на самом деле, это очень ветхий инструмент», — рассказал Александр Соколов, ректор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Реконструкция органа стоит примерно два миллиона долларов. Все расходы государство не покроет, так что рассчитывать приходится и на свои силы, говорят музыканты. Огромную сумму в Московской консерватории называют платой за пренебрежительное отношение к настоящему «музыкальному чуду». За всю свою историю инструмент, который произвел фурор на выставке в Париже в начале прошлого века, ни разу не ремонтировали, как следует. А именно, не привлекали специалистов из французской фирмы Cavaille-Coll, где собирали орган. Сегодня ее уже не существует, но секреты унаследовали мастера из Швейцарии.
«Это сложнее, чем ремонтировать самый сложный автомобиль. Изначально механику органа приводили в движение лошади, которые находились под зданием большого зала. Они ходили по кругу и приводили механизмы в действие, но где-то в советское время от этого отказались и поставили электрическую тягу», — сообщил Анатолий Левин, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Как звучит орган, оперная певица и лауреат конкурса имени Чайковского Анна Викторова ни разу не слышала. Инструмент, подаренный в 1901 году промышленником Павлом фон Дервизом, в нерабочем состоянии уже лет десять. Подарить зрителям свое выступление в Кремлевском дворце Анна согласилась не сразу. Не знала, как прозвучит ария Ольги из оперы «Евгений Онегин» в «эстрадном зале», где сходство с Московской консерваторией только одно – портрет Петра Ильича Чайковского над сценой.
«Я только на репетиции увидела, что мы поем в микрофон и весь звук идет из огромных динамиков, но мне сказали, что по-другому не бывает с классической музыкой, так что придется выступать так», — заметила она.
Благотворительный концерт музыканты называют экспериментом. Большинство заявленных артистов никогда прежде не исполняли классические произведения в Кремлевском дворце. Впрочем, для благих целей площадка подходит идеально. Зал вмещает 6000 человек, а значит, несколько десятков концертов хватит, чтобы собрать необходимую сумму на ремонт ценнейшего инструмента Московской консерватории.
По самым скромным подсчетам, реконструкция займет два года. Сложный и кропотливый процесс в Московской консерватории планируют завершить к 2016 году — тогда главному музыкальному учебному заведению страны исполнится 150 лет.
Официальный источник: Vesti.ru