Музыка в цифрах

16 июля 2011 г. |

14.07.2011. «Вести-Москва»
А. Саховская. Музыка в цифрах


Звук как национальное достояние — руководство Московской консерватории решило придать статус памятника акустическим параметрам Большого зала, открывшегося после реставрации. Набор физических замеров будет служить эталоном для реставраторов в будущем. А вот уникальный орган XIX века в Консерватории пока молчит.

Уже на входе — вся гамма полутонов. Восстановленный витраж покровительницы музыки — святой Цецилии — по сути, палитра Консерватории. Пастельные оттенки повторяются на стенах фойе и залов. Модерн снаружи, хай-тек внутри. В колоннах и балках во время реставрации открылись такие трещины, что перекрытия пришлось серьёзно укреплять.

«Были установлены конструкции, они скрыты, они вмонтированы в тело самой кирпичной кладки. Вы их не видите, но они гарантируют нам работоспособность конструкций здания», — рассказывает заместитель начальника Управления по сохранению объектов культурного наследия департамента культурного наследия Москвы Елена Свирина.

Реставраторам пришлось стереть без малого век. Из привычно жёлтого Большой зал стал нежно-оливковым — это и есть его подлинный цвет. Советское наследие — бетонные перегородки в ложах —заменили изысканными портьерами, вместо фанерной обшивки на авансцену выходят новые материалы.

«Эти панели выполнены из МДФ, он является более плотным материалом. Это было требование акустиков. Такие панели обеспечивают лучшие акустические показатели. Кроме того, были проведены работы по расчистке раковины сцены», — объясняет автор проекта реставрации Михаил Казаков.

В этой раковине сцены — подлинная жемчужина — старинный орган, единственная вещь в зале, которой пока не касались руки специалистов. Инструмент в критическом состоянии и пока молчит. Реставрировать его начнут через год. Зато солисты и оркестр уже звучат здесь в полную силу. Акустику Большого зала во время ремонта берегли так, что теперь хотят сделать национальным достоянием.

«Дальше опять кто-то придёт реставрировать. И они уже будут иметь всю панораму акустических замеров, которая, если мы сейчас утвердим её как памятник, будет столь же обязательным условием сохранения, как и всё остальное», — подчёркивает ректор Московской консерватории им. П. И. Чайковского, заслуженный деятель искусств Александр Соколов.

Сохранить акустику — и никаких гвоздей! Даже их шляпки в старом паркете, как выяснилось, влияли на звук. Но главная проблема оказалась ещё глубже. В подвале прямо под залом были вентиляционные шахты — источник сильнейшей вибрации, искажающей тон. Сети перенесли во двор на глубину 8 метров, а всю инженерную начинку спрятали в стены.

«Система центрального пылеудаления — в стенах и перекрытиях расположены специальные трубы, в которых проходит воздух. Что-то наподобие пылесоса, только центрального», — рассказывает представитель компании-генподрядчика Станислав Кюнер.

Это уже не совсем реставрация — скорее, приспособление. То, чего век назад просто не было. Например, собственное телевидение с возможностью онлайн-трансляций.

Консерватория станет доступнее и для людей с ограниченными возможностями. Несколько кресел в шестом ряду не привинчены к полу. При необходимости их можно убрать, и здесь разместятся люди, к примеру, в инвалидных колясках.

Обновлённая Консерватория родилась в срок — ровно за девять месяцев. Но впереди ещё реставрация целого комплекса зданий: собственного оперного театра, студенческого корпуса. Всё расписано как по нотам — до 2016 года.


Источник: www.vesti-moscow.ru


Похожие события