Московская консерватория и Общественная палата: новая страница совместной истории

30 июня 2010 г. | Главное

Выездные слушания Общественной палаты Российской Федерации, состоявшиеся 30 июня 2010 года, были посвящены проблемам Московской консерватории и проходили в Рахманиновском зале, который является частью архитектурного ансамбля консерватории. Заседание вела заместитель председателя Комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры Г. И. Маланичева, которая отметила большую роль Московской консерватории в культурном пространстве современной жизни России.

Выступивший с докладом ректор Московской консерватории профессор А. С. Соколов сказал, что в сложный период кризиса, когда повсеместно сокращается финансирование объектов культуры, и Президент, и премьер-министр Российской федерации своими поручениями и указаниями вывели рассмотрение вопроса о Московской консерватории на самый высокий уровень. Он также поблагодарил за поддержку членов Попечительского совета Московской консерватории, в особенности, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ С. М. Миронова и мэра Москвы Ю. М. Лужкова, отметив, что они оказывают постоянную помощь в решении организационных и финансовых проблем, связанных с процессом реконструкции здания и имущества консерватории.

В своем выступлении А. С. Соколов затронул ряд тем, касающихся существующей системы оплаты труда, а также поощрения преподавателей и сотрудников Московской консерватории. Ректор, в частности, подчеркнул как назревшую потребность в очередном индексировании Президентского гранта (выделенного консерватории еще в 2002 году), так и связанную с этим необходимость изменения статуса концертмейстеров (последняя категория работников консерватории оказалась в грант не включена). Было сказано также о целесообразности решения на законодательном уровне вопросов, касающихся изменения вышедшего в 2002 г. Положения о порядке присвоения ученых званий. В настоящий момент, по этому документу, почетные звания «заслуженный работник культуры» или «заслуженный работник высшей школы», которые имеются у многих высококвалифицированных музыкантов, работающих в консерватории, не являются достаточным основанием для представления их обладателей к ученому званию профессора или доцента.

Ректор консерватории подчеркнул необходимость скорейшего законодательного решения и такой острой для учебного процесса проблемы, как изменение существующего правила однократного предоставления отсрочки от службы в армии. В соответствии с ним, студенты, уже получившие одну отсрочку (во время обучения в музыкальном училище или специальной музыкальной школе), поступая в консерваторию, уже не могут рассчитывать на вторую. В настоящий момент существует лишь устная договоренность между Министерством культуры и Министерством обороны по этому вопросу, которая частично снимает напряжение, однако не может считаться гарантией на все времена.

А. С. Соколов выделил также проблему недостаточной проработанности статуса аспирантов исполнительных специальностей. Он пояснил, что в консерватории сейчас фактически имеются два рода аспирантуры: аспирантура научная (относящаяся в полной мере к музыковедческим специальностям), целью которой является написание диссертации, и аспирантура исполнительская, где музыкант, как правило, стремится, прежде всего, к совершенствованию своего музыкально-исполнительского мастерства. Такое положение создает ряд сложностей при выполнении аспирантами-исполнителями их квалификационной теоретической работы: к ее написанию они изначально не тяготеют, а навыков, необходимых для качественного проведения научного исследования, они, в большинстве своем, не имеют. В этих условиях навязывание исполнителям некоей имитации научной деятельности, по мысли А. С. Соколова, можно считать не вполне уместным.

Центральной темой проходивших Слушаний было обсуждение плана реставрации объектов Московской консерватории до 2016 года (даты ее 150-летнего юбилея). А. С. Соколов отметил, что недавно Правительством РФ была внесена поправка в бюджет относительно финансирования Большого зала консерватории, что дает уверенность в своевременном завершении ремонтно-реставрационных работ на этом объекте. Ректор подчеркнул, что реставрационная деятельность тщательно и многократно проверяется как руководством консерватории, так и внешними структурами, которые участвуют в работе. Для этого, в частности, создан специальный научно-технический совет, в состав которого входят наиболее авторитетные специалисты в области инженерного дела, строительства и архитектуры.

Тему реставрационных работ в консерватории продолжил и развил выступивший вслед за А. С. Соколовым Президент Союза архитекторов России А. В. Боков, который рассказал о деталях воплощения того архитектурного проекта, фотографии с макетом которого были установлены перед сценой. Говоря об избранных приоритетах, Боков говорил о том, что консерватория есть некая целостность, которую необходимо сохранить в существующем острейшем дефиците пространства.

Проректор Консерватории по хозяйственной части С. И. Розанов  проинформировал присутствующих о проекте реконструкции здания, готовящегося в течение трех последних лет, и о работах, которые в этом году уже начались. Так, инженерные службы предполагается вынести за пределы Большого зала консерватории, на территории консерваторского комплекса планируется строительство парковки для профессорско-преподавательского состава и размещение фондов консерваторской библиотеки (в здании, примыкающем к Рахманиновскому залу).

Присутствовавший на заседании депутат Государственной Думы РФ, лидер фракции «Справедливая Россия» Н. В. Левичев в своем выступлении заметил: «Я присутствую здесь не только как политический деятель, я присутствую здесь не как скрипач или пианист, которым я не являюсь, я присутствую здесь как постоянный посетитель Консерватории, причастный к деятельности Клуба Друзей Консерватории и консультирующий члена Попечительского Совета Консерватории С. М. Миронова по отдельным вопросам». Н. В. Левичев говорил о необходимости внимательного отношения к процессу реставрации здания и об огромном значении Большого зала, о его ценности для москвичей, для всех любителей музыки. Он сказал: «Этот зал до сих пор обеспечивает конкурентоспособность России, по крайней мере, в области высокого музыкального искусства. Большой зал несет не только великий исторический смысл, но и огромную символическую нагрузку. Не секрет, что люди в период "застоя" приходили в Большой зал Московской Консерватории для духовного спасения, для того, чтобы сохранить себя во "внутренней эмиграции"».

Н. В. Левичев также обещал, что приложит свои силы и влияние для того, чтобы помочь решению проблем Московской консерватории: «Коль скоро я обладаю правом законотворческой инициативы, я готов в любой форме подключаться: лично, как руководитель фракции, как человек, который может сформировать какую-то в хорошем смысле лоббистскую группу в Государственной Думе. Мы готовы пытаться вносить поправки либо в реестр профессий, либо в законодательство».

В частности, Н. В. Левичев поддержал предложение А. С. Соколова по поводу предоставления студентам Московской консерватории права на двойную отсрочку от армии: «Сейчас будут активно обсуждаться предложения министра обороны по военной реформе, и давайте мы эти вопросы тоже поднимем на соответствующий уровень. Речь о том, чтобы освобождать от службы в рядовых воинских частях уникальных молодых исполнителей, которые и так служат России, отстаивая ее честь на мировых площадках через исполнительское искусство». (См. подробнее текст выступления Н. В. Левичева на его официальном сайте).

Доступ на Выездные слушания ОПРФ был свободным (каждый желающий, предъявив паспорт, мог прийти в Рахманиновский зал) специально для того, чтобы интересующиеся жизнью консерватории люди имели возможность задать свой вопрос докладчикам. В развернувшейся дискуссии участвовали журналисты, архитекторы (в том числе и те, чьи архитектурные проекты не оказались отобранными по результатам проведенного конкурса), представители общественного движения «В защиту Пушкинской площади», а также просто любители музыки — постоянные посетители Большого зала. Участники обсуждения говорили о том, что их волнует: будет ли сохранен архитектурный ансамбль консерватории, что необходимо сделать для того, чтобы финансирование было достаточным и «прозрачным», как уберечь орган и не потерять уникальную акустику Большого зала.

Многие выступавшие говорили об остро стоящей проблеме городского транспорта в зоне Московской консерватории: о том, как сделать подъезды к ней более удобными и как построить служебную автостоянку, не нарушив общий стиль архитектурного ансамбля.

Завершая дискуссионную часть заседания, проректор консерватории, профессор А. З. Бондурянский еще раз подтвердил позицию консерватории по отношению к проводимым в ней архитектурным работам: «Наша цель — сохранить и преумножить».

Значение состоявшихся Выездных слушаний ОПФР заключается, прежде всего, в том, что на этом первом совместном слушании, как сказал А. С. Соколов, Московская консерватория и Общественная палата открыли новую страницу своей совместной истории. Ректор поблагодарил участников заседания за поддержку и активное участие в делах Московской консерватории, а также за искреннее желание сделать ее еще лучше.


Профессор М. Карасева


Ссылки


Марина Карасёва

Заслуженный деятель искусств РФ