6
МАРТА
2020
1900
НАЧАЛО
КОНЦЕРТА

«Шедевры эпох. Орган. Фортепиано. Голос»

Поиск

Заслуженный артист Абхазии

Лука Гаделия (орган)

Кристина Эшба (сопрано)

Анна Половникова (фортепиано)

Александра Давыдова (орган)


В программе:

И.С. Бах – А. Гильман
Симфония из кантаты N 29

А. Вивальди
Концерт «Весна», 1 часть. Переложение для дуэта органистов
Концерт «Зима», 1 часть. Переложение для дуэта органистов

Г. Ф. Гендель
Ария Альчины из оперы «Альчина»

И. С. Бах
Токката и фуга ре минор

А. Гильман
Пастораль и Скерцо для фортепиано и органа
Соната N 1 ре минор, финал

И. С. Бах — Ш. Гуно
Ave Maria 

К. Сен-Санс
Симфония N 3 для фортепиано и органа, финал

Ф. Шуберт
Ave Maria 

Дж. Верди
Ария и стретта Амалии из оперы «Разбойники»

П. Ион
Григорианский концерт (2,3,4 части)

Блестящий органист из Абхазии Лука Гаделия продолжает серию музыкальных вечеров в Малом зале консерватории, программы которых можно смело назвать авторскими. Оригинальные версии признанных шедевров и редко исполняемые сочинения, ансамблевые эксперименты, разнообразие стилей — всё это делает концерты с его участием интересными как для любителей органной и камерной музыки, так и для профессионалов. Не станет исключением и концерт 6 марта, когда на сцену вместе с Л. Гаделией выйдут лауреаты международных конкурсов сопрано Кристина Эшба, пианистка Анна Половникова и органистка Александра Давыдова. В программе — органная и вокальная музыка эпохи барокко и романтизма, в том числе для дуэта органистов, а также оригинальные сочинения и транскрипции для фортепиано и органа.

Одни из вершин в истории органной музыки — эпоха барокко и эпоха романтизма. Во второй половине XIX века появляется новый тип инструмента — так называемый «романтический орган», по сравнению с инструментами предшествующих эпох отличавшийся большим набором тембровых и динамических нюансов и сопоставимый по своим возможностям с симфоническим оркестром во всех его многообразных красках. Во Франции в это время виднейшим органным мастером был Аристид Кавайе-Колль. Именно для одного из его инструментов, установленных в парижской церкви Святой Троицы, написал почти все свои сочинения Феликс Александр Гильман (1837–1911), выдающийся французский органист, композитор, а также музыкант, открывший и издавший многие сокровища старинной органной музыки. Пьесы Гильмана из цикла Pièces dans différents styles в переложении для органа и фортепиано — меланхоличная Кантиленная пастораль и неистовое Скерцо, — а также финал его Первой органной сонаты прозвучат в программе концерта наряду с хорошо известными публике произведениями Баха и Вивальди.

Целых пять сочинений в программе можно отнести к категории органных редкостей. Это пьесы американских композиторов — Фанфары и Скерцо Гарри Роу Шелли (1858–1947) и Рапсодия для фортепиано и органа Клиффорда Демареста (1874–1946), а также несколько частей почти не известного в России и основанного на мелодиях средневековых песнопений Григорианского концерта (Concerto Gregoriano) Пьетро Йона (1886–1943) — американского композитора и органиста итальянского происхождения. Концерт был впервые опубликован в Нью-Йорке ровно 100 лет назад, в 1920 году, он был написан для оркестра и самого большого в мире органа — 6-мануального Wanamaker, установленного в Филадельфии в начале XX века. В 1928 году появилось авторское переложение для органа и фортепиано, которое прозвучит в завершение программы.

Слушатели смогут познакомиться с токкатой «Освобождение» (Toccata de la Libération) Леона де Сен-Мартена (1886–1954), написанной им в 1944 году под впечатлением от освобождения Парижа союзными войсками; а также прозвучит «Парижская соната» для дуэта органистов современного французского композитора Жюльена Брэ.

Вокальная часть программы в исполнении Кристины Эшба следует «рука об руку» с инструментальной. Эпоху барокко представит ария волшебницы Альцины из оперы Георга Фридриха Генделя, музыка завораживающей красоты и тончайших оттенков чувств. Примером расцвета романтической итальянской оперы в середине XIX века станут возвышенно-печальная ария и бравурная, невероятно виртуозная стретта Амалии из оперы Джузеппе Верди «Разбойники», написанной для Лондона и впервые исполненной в 1847 году под управлением автора в присутствии английской королевской семьи. Подлинным украшением программы станут две известные музыкальные интерпретации католической молитвы Ave Maria, мелодическая красота которых неподвластна времени и смене стилей и эпох.

Лука Гаделия — органист-виртуоз, заслуженный артист Абхазии, выпускник РАМ им. Гнесиных (класс проф. А. Фисейского) и аспирантуры Московской консерватории. Принимал участие в мастер-классах ведущих органистов: О. Латри (Франция), Г. Бове, Л. Ломана (Германия), К. Стембриджа (Великобритания), В. Церера, Ю. Эссля, Х. О. Эриксона (Швеция), Н. Симонян, К. Карпентера, Б. ван Остена и др. В 2008 году стажировался в Летней органной академии в Харлеме (Нидерланды). Лауреат международных конкурсов, много концертирует в России и за рубежом. С 2006 года солист-органист Государственного концертного зала Патриаршего собора в Пицунде. С 2012 года — солист Абхазской государственной филармонии.

Кристина Эшба — обладательница феноменального колоратурного сопрано. Выпускница РАМ имени Гнесиных, солистка Абхазской государственной филармонии. Лауреат Всероссийских и международных конкурсов, в том числе «Серебряный голос» и «Надежда романсиады». Дипломант Международного конкурса вокалистов имени М. Магомаева, участница престижного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает...». В октябре 2014 года дебютировала в Большом театре, выступив на концерте-закрытии Первого международного музыкального фестиваля «Барокко. Путешествие в Италию». С успехом выступает в России и за рубежом, в лучших концертных залах Москвы, Барселоны, Рима и Оксфорда.

Анна Половникова — пианистка и концертмейстер, выпускница Воронежской государственной академии искусств. Лауреат I премии Конкурса фортепианных дуэтов им. Альфонсо Рендандо в г. Сполетто (Италия), обладатель дипломов «Лучший концертмейстер» IV международного конкурса «Романтизм: истоки на и горизонты» памяти Франца Шуберта (2013), Международного конкурса камерного пения имени Георгия Свиридова (2014), II международного конкурса современной музыки «Композитор XXI века» (2014). Концертмейстер РАМ имени Гнесиных и Летней творческой школы «Новые имена» в Суздале (с 2009). Преподаватель Колледжа музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской.

Александра Давыдова (Кульбицкая) — органистка, выпускница Московской государственной консерватории (класс доцента А. М. Шмитова). Лауреат III Всероссийского конкурса органистов Sancta Caecilia (2013, II премия) и Международного российско-польского органного конкурса Vox Polonica Petropolitana (2017, III премия). Участник мастер-классов ведущих органистов мира. В 2018 году участвовала в VII Международной органной академии Mataro-Barcelona.