Формат курса: онлайн.
Курс ведёт доцент Дмитриева Е. О.
Аннотация
Курс посвящён изучению исторических реалий существования, соотношения записи и звучания старинной органной музыки и вопросам адаптации старинного органного репертуара к современным инструментам.
Последний вопрос особенно актуален в России, где самые старые исторические органы датируются второй половиной XIX века.
Современные инструменты часто далеки от архитектуры и тембров органов прошлого, от акустики помещений, в которых они звучали, от традиционного исторического контекста, для которого создавалась эта музыка. В курсе будет изучаться обширный спектр вопросов, помогающих глубоко понять старинную органную музыку и, таким образом, обрести «ключи» к её исторически грамотной интерпретации в наши дни, а также к воссозданию максимально достоверного нотного текста по имеющимся в широком обиходе изданиям.
Курс может быть полезен преподавателям всех звеньев музыкального образования (от ДШИ до ассистентуры-стажировки) по специальностям орган, клавесин, фортепиано, камерный ансамбль (в области старинного репертуара), а также студентам и ассистентам-стажёрам музыкальных колледжей и ВУЗов и концертирующим музыкантам вышеуказанных специальностей. Также курс предназначен для музыковедов, специализирующихся в области старинной музыки, и дирижёров, интересующихся данной сферой.
Тематический план занятий
1. Источники старинной органной музыки: импровизация и композиция, вопросы подлинности текстов и авторства.
2. Виды старинной клавирной нотации как отражение способа мышления композитора, переписчика, исполнителя-импровизатора: ключи к интерпретации.
3. Старинные системы темпераций и их значение для органной музыки.
4. Между композицией и импровизацией: нотный текст старинной музыки и его реализация исполнителем (обзор проблематики).
5. Музыкальные «векторы»: риторика, аффект и способы их отражения как ключи к интерпретации.
6. Pro et contra: что такое орнаментика и для чего она нужна (исторический обзор).
7. «Неравные ноты» (исторический обзор).
8. Клавирная аппликатура: традиция и современность.
9. Лютня versus клавир? Вопрос выбора инструмента.
10. Вопросы регистровки: «аутентичное» звучание на современных инструментах?
11. Старинная органная музыка в современных нотных изданиях: создание «исполнительского» текста.
12. Органное континуо в исторической перспективе.