С сентября в фойе Большого зала консерватории экспонируется выставка, посвящённая 90-летию со дня рождения Б. Г. Тевлина.
Выставка подготовлена Архивом Московской консерватории.
Борис Григорьевич Тевлин (1931–2012) — дирижер, педагог, общественный деятель, народный артист России.
Родился в Саратове. В хоровое исполнительство его привел случай, а, может быть — перст судьбы. Первые шаги на музыкальном поприще Борис Тевлин сделал как скрипач, обучаясь у Б. О. Сибора и Л. М. Цейтлина. Он был принят в Центральную музыкальную школу, и только травма руки помешала его дальнейшей карьере исполнителя. Но вне музыки Б. Г. Тевлин себя не мыслил и, перейдя в училище при Московской консерватории, в 1952 году с отличием окончил дирижерско-хоровое отделение у Е. Н. Зверевой. В 1957 также получил диплом с отличием Московской консерватории (класс В. П. Мухина). В годы учебы факультативно посещал класс органа, беря уроки у А. Ф. Гедике. С 1962 года совершенствовался в аспирантуре при консерватории (руководитель — А. В. Свешников).
В Московской консерватории преподавал с 1959 года; в 1981 году ему было присвоено звание профессора, с 1993 по 2007 год занимал пост заведующего кафедрой хорового дирижирования. Из его класса вышло более сотни дирижеров, многие из которых занимают ныне лидирующие позиции.
В 2011 году по решению ректора профессора А. С. Соколова на композиторском факультете была основана кафедра современного хорового исполнительского искусства, которую возглавил Б. Г. Тевлин. «Мне хочется идти не затоптанными тропинками, поэтому я предпочитаю обращаться к только что написанным произведениям. Не запетое – интереснее», – объяснял музыкант.
С 1953 по 1993 год профессиональная деятельность Тевлина связана с Хором студентов московских вузов при Московской консерватории (с 1960 г. — Московский хор молодежи и студентов при Всероссийском хоровом обществе), которым он руководил в течение 40 лет. Под управлением Тевлина хор добился широкого признания, в том числе на XVIII Международном конкурсе хоров им. Гвидо д’Ареццо, Международном конкурсе «Таллин-72». Завоевал золотые медали на VIII Международном конкурсе хоров в Варне, XXVIII Международном конкурсе хоров в Корке и др.
В 1979-1991 годах возглавлял Хор студентов Московской консерватории. Под его управлением впервые в истории факультета началась широкая концертная деятельность коллектива в СССР и за рубежом (Венгрия, Германия, Польша, Франция), осуществлено большое количество записей, в том числе антология произведений для хора a cappella Р. Щедрина. В течение 12 лет хор ежегодно участвовал в музыкальных фестивалях «Московская осень», где впервые исполнил около 300 произведений для хора а cappella.
В 1995 году по инициативе ректора А. С. Соколова Б. Г. Тевлин собрал группу студентов для показа премьеры партитуры С. Губайдуллиной «Теперь, когда снега». С этого момента ведет свою историю Камерный хор Московской консерватории, главным творческим направлением которого стала отечественная и зарубежная музыка XX века. Камерный хор Московской консерватории под управлением Б. Г. Тевлина — участник многих международных фестивалей, победитель престижных международных конкурсов: в Рива дель Гарда, I Международного конкурса хоров им. Й. Брамса в Вернигероде, I Всемирной Хоровой олимпиады в Линце. В 2002 году единственным из хоров России выступал на VI Всемирном форуме хоровой музыки в Миннеаполисе (США).
За годы своей деятельности Камерный хор под управлением Б. Г. Тевлина исполнил большое число мировых и российских премьер сочинений современных отечественных и зарубежных композиторов. Дискография хора включает программы из русской духовной и современной хоровой музыки, а также Концерт для хора на слова Г. Нарекаци и Три духовных хора А. Шнитке, произведения американских композиторов, «Десять поэм» Д. Шостаковича.
С 2008 года параллельно возглавил Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова, за несколько лет вернув коллективу былую славу. На пороге 80-летия Б.Г. Тевлин, оглядываясь на пройденный путь, так формулировал жизненную позицию: «У Евгения Евтушенко есть три мудрые мысли об отношении человека к смерти: “Ты все равно умрешь, хватай все, что можешь”. “Ты все равно умрешь, живи, как живется”. Я стараюсь жить по третьему принципу: “Делай людям добро, и ты будешь всегда жить!”»
Автор статьи — Е. Д. Кривицкая.