В октябре 2020 года в Большом зале консерватории состоится музыкальный «марафон», посвященный творчеству одного из главных музыкальных юбиляров этого года — Людвига ван Бетховена.
Символично само название фестиваля — «Так должно быть!». Эта фраза, заимствованная из финала бетховенского квартета № 16, где композитор отвечает на поставленный в драматическом вступительном разделе вопрос — «Должно ли так быть?» — словно утверждает торжество жизни и света, созвучное характеру основного раздела этой части.
В самом деле, несмотря на пандемию, концертная жизнь в стенах старейшего музыкального заведения России возобновляется, и бетховенский фестиваль — один из первых крупных проектов начала концертного сезона. События этого года внесли свои коррективы в программу фестиваля: изо всего богатейшего и разнообразного творческого наследия композитора на этот раз будет представлена преимущественно музыка для камерных составов и соло.
В торжествах в честь 250-летия со дня рождения композитора примут участие музыканты разных поколений и творческих устремлений.
5 октября фестиваль откроется концертом, в котором сольная, камерная и оркестровая музыка Бетховена прозвучит как на современных, так и на старинных инструментах в исполнении педагогов и выпускников Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории. Эти универсальные музыканты, умеющие «поговорить» на языке любой эпохи, стали участниками беспрецедентного проекта юбилейного года — издания записей всех фортепианных сонат Бетховена на копиях исторических инструментов.
Концерт 7 октября продолжит знакомить слушателя с камерными шедеврами композитора. Прозвучат ансамбли самых разных составов, в том числе юмористический «дуэт с двумя обязательными парами очков» для альта и виолончели.
Заключительный концерт фестиваля, который состоится 13 октября, посвящен наиболее популярным бетховенским шедеврам: пианист Андрей Писарев исполнит знаменитые фортепианные сонаты — «Лунную», «Аппассионату» и сонату № 17, одно из слушательских названий которой — «Буря». «Такие шедевры, как “Патетическая”, “Лунная”, “Аппассионата”, “Аврора”, — считает артист, — остаются с человеком на всю жизнь, и часто возникает желание, даже потребность возвращения к ним. Удивительная сила духа Бетховена созвучна любому времени. Его музыка не знает границ ни в пространстве, ни во времени. Эти сонаты вызывают интерес слушателей в любой стране, в любую эпоху. Я восхищаюсь этой музыкой, для меня бетховенские великие сонаты — вечные загадки».