Слушай, слушай,
Этот прекрасный звук
Возвращает меня к моей истинной сущности.
(буддистская гатха)
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
(Исса)
Международный фестиваль «Душа Японии» (“Nihon-no Kokoro”) — это уникальный по своему содержанию и значению проект Московской консерватории, который осуществляется научно-творческим центром «Музыкальные культуры мира» с 1999 года. Название Фестиваля заимствовано из известной книги очерков «Душа Японии. Кокоро» Лафкадио Хэрна, талантливого писателя-европейца, связавшего свою судьбу с Японией на рубеже XIX и XX вв. Слово «кокоро» («сердце»), написанное иероглифами, несёт в себе несколько взаимосвязанных значений: «смысл», «дух», «мужество», «решимость», «чувство», «склонность» и «внутреннее значение» или «душа вещей».
Фестиваль «Душа Японии» — это реализация идеи преодоления разногласий в мире людей через развитие способности слушать и слышать друг друга, это попытка найти резонансные отношения с «другой» культурой во имя развития добрососедского и плодотворного сосуществования на одной планете.
Случилось так, что юбилейный, 20-й фестиваль Московской консерватории «Душа Японии» (“Nihon-no Kokoro”) пришёлся на год, объявленный перекрёстным годом культур России и Японии. Совпадение знаменательное — серьёзный повод подвести итог 20-летнему пути изучения и продвижения японской культуры в России. Все годы существования Фестиваля его целью было пристальное и бережное познавание японских культурных традиций во всех их самобытных чертах, а также приобщение широкой российской общественности к сокровищам японского духовного мира и японскому опыту сохранения традиции как пути к осознанию и укреплению культурной идентичности. Это искреннее и благородное устремление нашло отклик в сердцах многих японских музыкантов, поддержавших Фестиваль своим участием в концертах, уроках, лекциях и других разнообразных формах творческого обмена.
Особое место в этом удивительном процессе взаимопознания принадлежит нашим Учителям, настоящим подвижникам японской культуры, в ряду которых роль первого и незаменимого сэнсэя принадлежит признанному мастеру игры на кото и сямисэне, госпоже Кэйко Ивахори, встреча которой с профессором Московской консерватории Дживани Михайловым положила начало увлечению московских студентов японской музыкой и привела к рождению таких уникальных явлений, как класс японской музыки при научно-творческом центре «Музыкальные культуры мира» Московской консерватории (1993) и ансамбль японской музыки «Wa-On» (1996).
Фестиваль 2018 года как никогда насыщен крупными проектами, такими, как выступление Ассоциации хогаку XXI века с участием мастеров высшего ранга. В фестивале примут участие Аоки Рэйбо Третий, Тосико Ёнэкава Вторая, Хирокадзу Фудзии, Нисимура Рэйко, Ёкота Рэйко (07.09, Рахманиновский зал); состоится встреча слушателей с музыкантами и актёрами театра Кабуки (15.09, там же), прозвучит оркестровая музыка японских композиторов (16.09, Большой зал), состоится спектакль «Кодзики» (14.11, Центр Мейерхольда), прозвучит театрализованная симфония «Оммёдзи» (19.11, Рахманиновский зал) и др., — всего 14 крупных событий, сопровождаемых мастер-классами, лекциями, просмотрами фильмов.
Не только Москва, но и другие города России увидят оперу Иссэя Цукамото «О-Нацу» в постановке Московской консерватории в сопровождении песочной анимации (Большой зал Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова – 7 октября; Тверская областная государственная филармония – 14 октября, Городской дом культуры Боровска – 20 октября).
Московского слушателя познакомят со своими яркими сольными программами также молодые музыканты Японии: Масая Танака (фортепиано, 6 октября) и Мияма МакКуин-Токита (13-струнный и 17-струнный кото, 13 октября).
Ноябрь принесёт фестивалю театральные проекты. 14 ноября на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда пройдёт спектакль «Кодзики» (по древнеяпонским мифам) Токийского нового репертуарного театра под руководством Леонида Анисимова. 19 ноября актёры этой же труппы примут участие в синтетическом проекте «Пути постижения истины» в Рахманиновском зале консерватории, где во второй, «конфуцианской» части вечера будет разыграно действо «Оммёдзи» («Предсказатель») с симфонической музыкой токийского композитора Исао Мацуситы, театрализованным представлением и каллиграфией, а в первой части произведения Сатоко Маэды развернут перед слушателями буддийскую картину мира.
Декабрьская полоса фестивальных событий откроется 6 декабря в Рахманиновском зале программой Токийского музыкального колледжа, готовящего для исполнения в Москве новейшие сочинения своих профессоров и выпускников. В свою очередь, в программе «Два веера» консерваторского ансамбля японской музыки «Wa-On» слушатель в очередной раз столкнётся с многотрудным опытом приятия и интерпретации японского звукового мира российскими музыкантами (12 декабря, Концертный зал имени Н. Я. Мясковского).
Завершит фестиваль традиционный концерт музыки гагаку, посвящённый Дню Рождения Его Величества Императора Японии Акихито. На этот раз столь знаменательное событие вместе с московской аудиторией отпразднует императорский придворный ансамбль Токио Гакусо, представляющий высший уровень традиции гагаку (23.12.2018, Центр Мейерхольда, и 25.12.2018, Российский академический молодёжный театр).
Информация о фестивале: +7 (495) 629 2191,
НТЦ «Музыкальные культуры мира»