29 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории пройдет концерт, посвященный 220-летию Михаила Глинки. В рамках творческого просветительского проекта «Возрождение русской классики» будут представлены два редко исполняемые произведения великого русского композитора, созданные на слова Николая Кукольника — музыка к трагедии «Князь Холмский» в сценическом виде и вокальный цикл «Прощание с Петербургом» в оркестровой версии Кузьмы Бодрова.
Познакомят с уникальными и фактически забытыми шедеврами глинкинской музыки Камерный оркестр и Камерный хор Московской консерватории (дирижеры — народный артист России Феликс Коробов и заслуженный артист Республики Абхазия Александр Соловьев), а также солистки МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая (сопрано), Наталья Зимина (меццо-сопрано) и студент вокального факультета Московской консерватории Давид Саникидзе (тенор).
В «Князе Холмском» музыковеды отмечают предвосхищение будущих симфонических завоеваний русских композиторов. Облик старой Руси с ее высокими церквями и деревянными постройками, городское вече, толстые стены Псковского кремля, угрозы со стороны западных завоевателей: картины «старины глубокой» угадываются в глинкинских антрактах. Симфонические решения Глинки поражают своей многогранностью: парадная триумфальность, неистовое буйство в драматических красках, очаровательные лирические темы, эпический размах, героическая бравурность — дух исторического времени укрепления Великого Княжества Московского. К сожалению, трагедия не имела успеха на сцене, выдержав только несколько представлений в Александринском театре, где 30 сентября 1841 года и состоялась премьера, и в Малом театре. Судьба театральной музыки нередко бывает связана со сценическим успехом самой пьесы на драматических подмостках. Так и случилось: музыка Глинки оказалось надолго несправедливо забыта.
Летом 1840 года Глинка написал на стихи Кукольника двенадцать романсов, позднее объединенные в сборник под названием «Прощание с Петербургом». Образовавшийся цикл романсов заканчивался торжественной «Прощальной песней», что выглядело довольно символично. Глинка действительно собирался оставить Петербург, покончив с веселыми «средами» в доме Кукольника, однако дружба между литератором и гениальным композитором продолжалась. Впервые в истории русской вокальной музыки Глинка выстроил серию романсов, объединенных единой поэтической основой, одной темой и названием. Подобно западноевропейским аналогам того времени, вокальным циклам Ф. Шуберта и Р. Шумана, в «Прощании с Петербургом» прослеживается лирический сюжет. Специально для концерта в Рахманиновском зале композитор, доцент Московской консерватории Кузьма Бодров сделал оркестровую версию вокального цикла Глинки.
Проект «Возрождение русской оперной классики» возник в Московской консерватории в 2016 году по инициативе заведующей кафедрой истории русской музыки, декана научно-композиторского факультета Ирины Арнольдовны Скворцовой. Изначально проект был нацелен на особо значимый период истории русской музыки – второю половину XVIII века. Первой постановкой стала мелодрама «Орфей» (1792) Евстигнея Фомина, с крупным успехом представленная публике 7 октября 2016 года на сцене Рахманиновского зала. Через год, в 2017 году, слушателями была с воодушевлением встречена комическая опера «Сын-соперник» (1787) Дмитрия Бортнянского, поставленная к 230-летию ее первого исполнения.
В 2019 году проект расширил свои хронологические рамки и вышел на более масштабное историческое поле: в октябре в Рахманиновском зале состоялось представление музыкальных сцен из эпохи Возрождения «Рафаэль» (1894) Антона Аренского. Комическая опера-водевиль «Карантин» (1820) Алексея Верстовского продолжила проект в ноябре 2021 года: сюжет двухсотлетней давности выглядел весьма актуальным в период пандемии.
Навстречу 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова в декабре 2022 года в Рахманиновском зале была показана одноактная опера на знаменитый пушкинский сюжет– «Скупой рыцарь» (1905). В ноябре 2023 года на сцене Большого зала состоялось представление музыкально-драматического эпизода в одном действии «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре» (1903) Сергея Василенко – спустя 120 лет после премьеры.