Начало эпохи барокко было ознаменовано новым содержанием музыки. Теперь музыкальная композиция выражала необъятный мир человеческих переживаний и чувств. Такая «новая» музыка стала повелительницей или «Королевой сердец» (название одной из нежнейших пьес Франсуа Куперена для клавесина), наполняя каждое звучащее мгновение трепетным дыханием и живым чувством.
В эпоху барокко сложились устойчивые представления о свойствах ладов и тональностей, которые избирались композиторами для выражения разных типов музыки и аффектов (от лат. affectus - душевное волнение, чувство). Каждая тональность обладала своим характером и колоритом, наделялась конкретным смыслом, которому соответствовали определенные выразительные средства.
Программа концерта составлена из произведений в тональности ми минор, созданных разными композиторами XVII и XVIII столетий - Фробергером, Пахельбелем, Франсуа Купереном, Генделем, И. С. Бахом и его сыном Карлом Филиппом Эмануэлем.
Слушатели получат возможность сравнить, насколько разнообразно композиторы трактуют смыслы и ресурсы одной и той же тональности, воплощая самые тонкие движения души, при всей общности их взглядов в рамках стиля барокко.
Многие крупные музыканты того времени разрабатывали характеристики тональностей согласно теории аффектов. Забавно, что некоторые описания слегка напоминают сегодняшние гороскопы.
Ми минор, избранный для нашей программы, представлялся в ту эпоху, например, таким образом: «Ему лишь с большим трудом можно придать оттенок радости; это случается, если автор желает написать нечто задумчивое и взволнованное». Другие отмечали его стремительность, а кому-то он казался стонущим, многие однако отмечали, что ми минор любит печаль и боль. 21-я клавесинная сюита Франсуа Куперена, знаменитого автора музыкальных портретов и необычайно тонкого психолога, поражает разнообразием характеров и сменой настроений в пьесах, выдержанных в ми миноре. Чего стоят одни только программные заголовки - Королева сердец, Подпрыгивающая, Арфовая, Маленькая насмешница, не говоря уже об автопортретной пьесе «Куперен», находящейся в самом центре. Пьесы этой сюиты увлекают гибкой сменой настроений и манеры движения.
В программе концерта прозвучат на клавесине ми минорная Английская сюита и Токката И. С. Баха, а также сочинения его предшественников И. Я. Фробергера и И. Пахельбеля на органе. Своеобразным «десертом» предстанут клавикордные пьесы Карла Филиппа Эмануэля Баха (самого известного из сыновей Себастьяна Баха) с изысканной печалью его «Прощания с моим Зильбермановским клавикордом».