4 ноября в Малом зале состоится концерт Людмилы Голуб «Бах и органная музыка Испании». Такое сочетание стилей и эпох – контрастных и дополняющих друг друга – весьма необычно и привлекательно.
Испанская органная музыка эпохи барокко необычайно интересна и самобытна. Визитная карточка испанского органа той эпохи – горизонтально расположенные трубы (шамады). Подобные пушкам, направленным прямо в зал, они звучат ярко и воинственно.
Исключительно популярным жанром была баталья – органная пьеса, изображающая битву. В программе прозвучит «Императорская баталья» великого испанца Хуана Кабанильеса. Не меньшей популярностью пользовались тьенто – пьеса полифонического склада (в концерте этот жанр будет представлен музыкой Корреа де Арраухо).
Доменико Скарлатти, прославившийся сонатами для клавира, был итальянцем, но большую часть жизни провёл в Испании. Композитор много путешествовал. Уже в 16 лет он начал работать органистом вице-короля Неаполя, а будучи в Риме, он принял участие в соревновании исполнителей наравне со своим великим современником – Генделем. Скарлатти был признан лучшим как клавесинист, а Гендель – как органист. В Испании Скарлатти становится учителем музыки королевы Марии-Барбары и остаётся в этой стране до конца жизни.
Испанский композитор Антонио Солер был учеником Скарлатти. Солер занимал пост органиста и капельмейстера Эскориала – королевской резиденции близ Мадрида. Композитору принадлежат шесть концертов для двух органов. Любопытно, что в Эскориале существовал небольшой орган-«визави» с двумя клавиатурами. Вероятно, для этого инструмента и предназначались концерты Солера. На концерте в Малом зале сочинение прозвучит на двух мануалах органа.
Второе отделение посвящено музыке немецкого гения И.С. Баха. Программу завершит гениальная пасссакалия – жанр, который изначально являлся танцем испанского происхождения. Концерт Людмилы Голуб откроет абонементный цикл «И. С. Бах и мировая органная культура» Московской консерватории.