Идея изменчивости всех вещей, давно очаровывала человечество. Римский поэт Овидий, наиболее известный как автор сборника рассказов — «Метаморфозы» — в каждой из историй, основанных на древнегреческих и римских мифах, повествует о превращениях людей в животных, растениях или даже неодушевленных предметах, таких как ручьи в скалы.
Написанные в поэтической форме рассказы были настолько популярны, что послужили основой для многих художественных и музыкальных произведений на протяжении всей истории. Идея метаморфозы, как постоянного преображения и изменения, также буквально пронизывает вокальные и инструментальные сочинения итальянских авторов эпохи барокко. Импровизационность, вариативность изложения, изменчивость гармонических построений, контрастные смены темпов в ариях Клаудио Монтеверди, скрипичных сонатах Джованни Антонио Пандолфи Меалли и Бьяджио Марини, дуэтах Дарио Кастелло, клавирных пьесах Фрескобальди — все это уникальным образом демонстрирует трансформацию образов, характеров и аффектов.
Симметрия, является олицетворением устойчивости, уравновешенности и систематического расположения всего в мироздании. Музыкальные пропорции занимали композиторов на протяжении многих столетий. Понятие симметрии часто было связано с пространством и формой, повторностью строения. В Италии XVII века были особенно распространены жанры basso ostinato, такие как пассакалия, чакона, романеска, основу которых составляла неизменно повторяющаяся гармоническая последовательность и варьированная мелодия. Пропорционально равное количество тактов во фразах, двигающихся одна за другой, как бы по кругу, тем самым подчеркивая неизменность идею симметричной формулы.