17 ноября в Рахманиновском зале прозвучат сочинения Генделя и Шнитке. Их сочетание не случайно. Во-первых, юбилейные даты: 340 лет со дня рождения Георга Фридриха Генделя (1685–1759) и 90 лет со дня рождения Альфреда Шнитке (1934–1998). Есть и стилистические арки: Шнитке нередко включал в свои сочинения аллюзии на музыку Баха, Генделя, Вивальди. Его известное произведение «Сюита в старинном стиле» напрямую обращается к творчеству этих композиторов.
Однако программа представляет собой нелинейное сопоставление двух композиторов. Из наследия Генделя выбраны Увертюра для оркестра, Концерт для органа и струнных соль минор, Увертюра ля мажор из оперы «Giulio Cesare» и Concerto grosso фа мажор.
Во втором отделении прозвучат «Гимны» Шнитке для различных инструментальных составов. В «центре» всех четырех ансамблевых композиций – виолончель, которая становится лидером, тембровым стержнем цикла. Поэтому все четыре гимна посвящены виолончелистам.
Первый – известному австрийскому музыканту Хайнриху Шиффу, второй – участнику квартета имени Бородина Валентину Берлинскому, третий – артисту Ансамбля солистов Большого театра Александру Ивашкину, четвертый – победителю III Международного конкурса имени Чайковского Каринэ Георгиан. Вначале был написан третий гимн. Он возник из музыки к кинофильму режиссера Игоря Таланкина «Дневные звезды», где был эпизод воображаемого отпевания в церкви царевича Дмитрия. В первом гимне Шнитке обратился к подлинным темам знаменного распева из сборника Николая Успенского «Древнерусское певческое искусство». Гимн строится как цикл вариаций. Во втором гимне композитор не обращался к церковным темам, но использовал звуковые символы не менее значимые и универсальные. Гимн построен на контрасте объективного и субъективного: спокойствия звучащей природы и полного смятения человеческой души. Четвертый гимн суммирует материал и инструментальные краски предыдущих, объединяя всех участников в большой ансамбль. Ранняя Серенада отражает стремление Шнитке к эпатажу, провокации, в ней отчетливо слышны джазовые интонации.
Исполнит эту необычную программу камерный оркестр «Rosarium» и солисты: Марина Катаржнова (скрипка), Алсу Валиахметова (орган), Ольга Дёмина (виолончель), Михаил Дубов (фортепиано, клавесин), Леонид Бакулин (контрабас), Анастасия Алфёрова (арфа), Александр Посикера (фагот), Валентин Азаренков (кларнет), Евсевий Зубков, Александр Суворов (ударные).