Концерт пианиста Якова Кацнельсона посвящен произведениям малой формы Фридерика Шопена: публика услышит его ноктюрны, мазурки, вальсы, Вторую сонату и Вторую балладу. «Шопен — очень сложный автор, — утверждает пианист. — И довольно капризно ведет себя достаточно долго. Но потом, когда он поймет этот трепет по отношению к нему, он вознаграждает. Это очень ревнивый автор — он совершенно не терпит соседства. Он обидчивый, нервный, ревнивый, в общем, с ним непросто. Однако Шопен влюбил в себя всех пианистов: каждый считает, что именно он, и только он, понимает, как надо играть его пьесы».
Яков Кацнельсон закончил Московскую консерваторию и аспирантуру у профессора Э. К. Вирсаладзе, а также аспирантуру по классу камерного ансамбля у профессоров Т. А. Гайдамович и А. З. Бондурянского. Выступал с сольными концертами во многих городах СНГ, а также в Австралии, Азербайджане, Англии, Бельгии, Боснии, Венгрии и других странах. Регулярно участвует в музыкальных фестивалях (фестиваль Святослава Рихтера в Тарусе, Фестиваль Олега Кагана в Кройте, Фестиваль камерной музыки в Утрехте, фестиваль «Сараевская зима», фестиваль «Возвращение» и т. д.).
С 1998 года преподаёт в МССМШ имени Гнесиных, с 2001 — в Московской консерватории в качестве ассистента профессора Э. К. Вирсаладзе, доцент кафедры специального фортепиано под руководством профессора М. С. Воскресенского. Сотрудничал с дирижёрами В. Ашкенази, В. Понькиным, А. Левиным, М. Сустро, К. Кларком, Э. Класом, А. Дмитриевым, В. Вербицким, В. Жордания и другими, с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Ф. Светланова, БСО имени П. И. Чайковского, Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии и другими коллективами.
Ведёт активную ансамблевую деятельность. В качестве ансамблиста выступал с Б. Бровцыным, Ж. Янсен (скрипка); М. Рысановым (альт); Б. Андриановым, К. Блаумане, М. Майским (виолончель); Л. Белобрагиной (сопрано); М. Шалитаевой (фортепиано); В. Соколовым, Е. Петровым, М. Фростом (кларнет) и другими исполнителями.
«Надо просто уметь следовать за своей природой, прислушиваться к себе. Кому-то подражать обязательно нужно. И не надо даже этого бояться. Почему одни великие художники копировали других великих? Они учились рисовать таким образом. И в музыке тоже неплохо кого-то скопировать», — считает Яков Кацнельсон.