7 апреля 2021 года состоится торжественный концерт, приуроченный к 120-летию Большого зала Московской консерватории.
Эта дата для юбилейного концерта была выбрана не случайно: именно в этот день в 1901 году состоялся торжественный концерт-открытие нового великолепного зала, подобных которому не было тогда в России. «Пожелаем же нашему залу служить на славу родного искусства. Отныне музыка в нашей столице имеет приют, представляющий исключительные удобства для исполнения образцовых произведений музыкального творчества и тех великих созданий человеческого гения, исполнение которых до сих пор было недоступно», — сказал в своем приветствии директор консерватории Василий Сафонов, благодаря энергии которого осуществился этот грандиозный проект.
Его слова стали своеобразным пророчеством и охранной грамотой: Большой зал и в наши дни по-прежнему поражает роскошью своего убранства, атмосферой храма искусства и великолепной акустикой.
В программе концерта прозвучат сочинения Петра Ильича Чайковского —первого профессора Московской консерватории, чьё имя теперь она носит.
В этот вечер за пульт Симфонического оркестра Московской консерватории встанет народный артист России, заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования консерватории, художественный руководитель Государственной капеллы России Валерий Полянский.
Музыка Петра Ильича Чайковского занимает особое место в биографии дирижёра, сопровождая его на протяжении всего его творческого пути. По признанию музыканта, «открытие» гения этого композитора, осознание его значимости произошло для него в конце 1950-х годов, когда к нему попала пластинка с записью Первого фортепианного концерта в исполнении победителя первого Международного конкурса имени Чайковского Вана Клиберна. Среди других знаковых событий своей юности дирижёр называет постановку балета «Щелкунчик» в Большом театре, музыкальным руководителем которой был Геннадий Рождественский — один из будущих наставников Валерия Полянского.
На сегодняшний день Государственная капелла под руководством В. Полянского исполнила и записала почти все оркестровые и хоровые произведения Чайковского: среди них — увертюры, все симфонии (включая «Манфреда»), кантата «Москва», «Литургия Иоанна Златоуста»… А мастерская и вдохновенная интерпретация «Ромео и Джульетты» открыла дирижёру дорогу к сотрудничеству с престижной британской звукозаписывающей фирмой «Chandos». В результате на этом лейбле было записано целых 80 компакт-дисков, в том числе и с музыкой Чайковского. Не это ли высочайшее признание артистической деятельности маэстро!
На вопрос: «Какая из симфоний самая любимая» дирижёр не дает прямого ответа: «Все замечательные, но каждая — по-своему. Они требуют разной физической и эмоциональной отдачи». «Чайковский для меня — самый трудный композитор, — неоднократно подчеркивает Полянский. — В любом его сочинении всегда присутствует второй план, неочевидный, но крайне важный. Я бы вспомнил метафору о “загадочной русской душе”, с ее метаниями, томлением о несбыточном идеале. Если удается при интерпретации выявить его, расслышать подтекст, сокрытый в музыке, то лишь тогда я считаю, что исполнение получилось».
В этот вечер прозвучат два знаменитых и популярных у меломанов всего мира шедевра — Четвёртая симфония и Первый фортепианный концерт Чайковского, где вместе с прославленным дирижёром в качестве солиста выступит заслуженный артист России, декан фортепианного факультета Московской консерватории Андрей Писарев.