26 АПР - 19:00

Большой зал

Пресс-релиз

26 апреля — второй концерт уникального абонемента «Династия Юровских», который объединяет трёх известных дирижёров нашего времени, представителей одного семейства. Подобные примеры редки. Пожалуй, единственный аналогичный случай — династия Ярви. Юровские же — Михаил, Владимир и Дмитрий — в течение одного сезона в рамках одного абонемента выступают впервые!

Одной из важных идей цикла стала для музыкантов задача исполнить в каждом из концертов абонемента сочинение Владимира Юровского-старшего — основателя династии.

Второй концерт объединён сюжетом шекспировской трагедии «Отелло». Интересно проследить, как трактуют итальянские композиторы-романтики Россини и Верди и российский автор XX века Владимир Юровский-старший темы любви и ревности, затронутые британским драматургом.

За пульт Симфонического оркестра Московской консерватории станет Дмитрий Юровский — главный дирижёр Новосибирского академического театра оперы и балета: «В Большом зале Московской консерватории я впервые буду исполнять произведение моего деда, композитора Владимира Михайловича Юровского, трагическую поэму «Отелло». Для меня это очень эмоциональное событие, поскольку, не будучи знакомым с ним лично, для меня это единственная возможность хоть какого-то близкого, творческого и человеческого общения с этим интересным и одарённым композитором и человеком, так рано ушедшим из жизни, в 56 лет...

Идея написать симфоническую картину на тему шекспировского «Отелло» Юровскому пришла ещё в юности после ознакомления с одноимённой оперой Джузеппе Верди. В 1953 году была завершена 20-минутная симфоническая картина и молодой, но уже довольно известный благодаря балету «Алые паруса», поставленному в Большом театре, композитор Юровский представил свою работу знаменитому дирижёру Николаю Семёновичу Голованову. Он отказался дирижировать произведением, мотивируя это тем, что музыкальный материал, заложенный Юровским, требует гораздо более развёрнутой формы, и уж никак не сможет уместиться в 20 минут.

В том же 1953 году Голованов скоропостижно скончался, а Юровский отложил работу над «Отелло» на несколько лет. 10 лет спустя, познакомившись с великим русским актёром и чтецом Николаем Дмитриевичем Мордвиновым, Юровский закончил работу над трагической поэмой «Отелло» для чтеца, хора и симфонического оркестра. Любопытно, что изначально Юровский использовал перевод с английского Бориса Пастернака, но по просьбе Мордвинова в результате был задействован более ранний перевод Шекспира Анны Радловой.

Характеризуя музыку этой трагической поэмы, хочу процитировать отрывок из статьи композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского, написанной в 1965 году к 50-летнему юбилею Юровского: «Проиграв недавно на фортепиано партитуру "Отелло" Юровского, я восстановил в своей памяти во всех подробностях музыку этого произведения, впервые исполненного в прошлом году. Хорошо помню, какое сильное впечатление произвела на слушателей трагическая поэма, и я сам был глубоко взволнован этим сочинением, его образной, содержательной и красивой музыкой».

Я очень надеюсь, что и сегодня нам удастся выразить всю эмоциональную гамму этого произведения, а мне, как дирижёру, удастся ощутить творческую близость к композитору. А главное — как продолжателю его дела и рода — почувствовать ту глубокую связь, которую нельзя выразить словами, но которую мне хотелось бы донести до сердец наших слушателей».

В концерте принимают участие Народный артист России Евгений Князев, солисты МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко Елена Гусева и Николай Ерохин, женская группа Камерного хора Московской консерватории (художественный руководитель — Александр Соловьёв).

____________________________________________________________________

Пресс-релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе


Гл.КонцертыНовостиИнфо