2 ДЕК - 19:00

Рахманиновский зал

Пресс-релиз

2 декабря в Рахманиновском зале прозвучит музыка русских композиторов, покинувших родину и ассимилировавшихся в Америке. Почти все они покинули свою страну из-за событий Первой мировой войны и последовавшей Октябрьской революции и нашли, в конце концов, пристанище за океаном. Если имена Сергея Рахманинова и Игоря Стравинского уже не нуждаются в особых представлениях, то о Лео Орнстайне (Орнштейне) и Артуре Лурье знают в основном знатоки-меломаны. Например, Лео Орнштейн учился в Санкт-Петербургской консерватории, где его учителями были Александр Глазунов (композиция) и Анна Есипова (фортепиано). В 1906 семья Орнштейнов эмигрировала в Америку и поселилась в Нью-Йорке. Лео Орнстайн поступил в Институт музыкального искусства, будущую Джульярдскую школу музыки. В 1911 Лео впервые выступил с сольным концертом из произведений Баха, Шопена и Шумана. Два года спустя Орнстайн делает свою первую запись, и в это же время он увлекается композицией, причём использует в своих сочинениях новейшие модернистские приёмы. Важным событием в жизни музыканта является визит в Европу в 1914 году. Он знакомится с итальянским композитором, пианистом, дирижёром Ферруччо Бузони и музыкальным педагогом Мишелем Кальвокоресси. В те годы Орнстайн много и успешно концертирует, а с середины 1920-х внезапно завершает карьеру и переключается на педагогику и композицию.

Артур Лурье также учился у Глазунова, дружил в середине 1910-х годов с представителями русского футуризма, и особенно тесно с Анной Ахматовой. Он был одним из первых композиторов, писавших музыку на стихи поэтессы. После Революции 1917 года Лурье, под начальством Луначарского, служил комиссаром Музыкального отдела Наркомпроса (Народный Комиссариат Просвещения). Но в августе 1922 года он эмигрировал в Европу, счастливо избежав лагерей и тюрьм. Он прожил довольно долго в Париже, где тесно общался со Стравинским, был даже его биографом. А в 1941-м году бежал от ужасов Второй мировой войны в США, где поселился в Нью-Йорке. В годы американского изгнания Лурье удалось, объединив разнообразные влияния, выработать свой особенный творческий стиль. Его произведения этого периода достигают высокого композиторского мастерства. В течение 12 лет он работал над оперой «Арап Петра Великого» (1949 – 1961) (по Пушкину).

Завершает экскурс в историю партитура нашей современницы Полины Назайкинской, которая свои первые шаги сделала в Тольяттинском музыкальном училище, потом продолжила образование в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, а затем — в школе музыки Йельского университета США.

Её выбор места жизни и творчества не связан с политикой и даже, напротив, — благодаря открытому обществу она может работать, не теряя связи с Россией.

«У меня не было задачи уехать из страны, — рассказывает Полина. — Была цель — найти место, где я смогу реализовывать потенциал композитора. Когда меня пригласили на учебу в Йельский университет, я поняла, что стоит использовать такую прекрасную возможность. Композиторская школа там очень сильная. Для меня обучение в Йеле было бесплатным, плюс стипендия. Это огромная удача, потому что в США обучение очень дорогое. Но всё сложилось замечательным образом, и я воспользовалась шансом. Преподавали мне замечательные композиторы и педагоги. Во время учебного года нам предоставлялась возможность принимать участие в 16 концертах, и на каждом была премьера моего нового произведения. Музыка вне политики. Это язык, который понятен людям всех конфессий и национальностей. Я очень люблю русский музыкальный фольклор, и часто народные мотивы звучат в моей музыке. Не могу сказать, что Америка мой дом, но при этом не хочу отсюда уезжать. Я человек мира. Хотя чувствую, что мой дом там, где моя семья, а это Россия».


Пресс-релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе
Для аккредитаций СМИ
Тел. +7 (495) 629-06-38
e-mail: mgk-info@mail.ru


Гл.КонцертыНовостиИнфо