Продолжается абонемент, посвящённый истории уникального оркестра без дирижера, — ПерСимфАнса. 9 января в Рахманиновском зале вспомнят прославленных музыкантов Персимфанс — отца-основателя скрипача Льва Цейтлина и «чудо-контрабасиста» Иосифа Гертовича.
Процитируем эссе Льва Колодного: «Постоянным жителем Москвы Лев Цейтлин стал не сразу, после учения в Петербурге, проявил себя в Европе, где впервые исполнил с Бартоком его сонату № 1 для скрипки и фортепиано. Раньше всех сыграл концерт Сибелиуса и “Поэму” Шоссона. Революцию 1917 года преуспевавший музыкант встретил концертмейстером оркестра Большого театра и первой скрипкой созданного им квартета. Год спустя после захвата власти коммунистами организовал струнный квартет имени В.И. Ленина. В голодной и холодной советской столице подобные квартеты — имени Страдивари, музыкального отдела Наркомпроса, Бородина, Бетховена и так далее — возникали часто, как в наши дни рок–группы.
За свою жизнь Цейтлин создал три квартета и один уникальный симфонический оркестр, игравший без дирижёра. Пишут: якобы такое беспрецедентное явление в мировом искусстве возникло под “влиянием большевистской идеи коллективного труда”… Все дело заключалось в идее жизнерадостного молодого музыканта создать оркестр, который бы существовал как сообщество единомышленников, без дирижёра. Например, в квартете четыре музыканта (две скрипки, альт и виолончель) перед выступлением на публике часами репетируют и решают, как и что им играть. Подобным образом поступали артисты оркестра. На концертах, глядя не на дирижёра, а друг другу в глаза, они знали без взмаха руки, как им играть.
Так в пролетарской столице в 1922 году появился Первый симфонический ансамбль Моссовета, сокращенно — “Персимфанс”. Цейтлин пригласил участвовать в нем лучших музыкантов Большого театра, профессоров и студентов Московской консерватории. С “Персимфансом” исполняли концерты Игумнов, Нейгауз, Софроницкий, иностранные гастролеры, пели Нежданова, Обухова, Козловский. Оркестру без дирижёра доверяли первое исполнение композиторы.
“Персимфанс” Сергей Прокофьев назвал “одним из лучших в мире” оркестров. Вернувшись на родину из Парижа в 1927 году, позволил впервые исполнить Третий концерт для фортепиано с оркестром.
По примеру “Персимфанса” возникли оркестры без дирижёров в Ленинграде и других городах СССР, за границей — в Лейпциге и Нью-Йорке. Первому симфоническому ансамблю единодушия хватило на десять лет. Он распался в 1932 году, после того как Лев Цейтлин покинул оркестр. Демократию музыкантов победила диктатура дирижеров».
А про Иосифа Гертовича можно прочесть такие лестные слова профессора кафедры контрабаса Московской консерватории Льва Ракова: «Мало к кому из музыкантов слово “Артист” могло относиться в такой высокой мере, как к Гертовичу. Благородная манера звукоизвлечения, скрипичное изящество штрихов (Гертович играл смычком с низкой колодкой, “французским”), точная интонация, продуманная фразировка, наконец, то неуловимое качество, которое можно определить как способность артиста устанавливать тесный творческий контакт с аудиторией, — вот основные черты Гертовича-солиста. Высокое искусство артиста превратило контрабас в его руках в “большую скрипку”.
В течение 30 лет контрабас Гертовича звучал в лучших залах Москвы — Большом и Малом залах Московской консерватории, в Бетховенском зале Большого театра, а также в залах Ленинграда и Тбилиси. Репертуар контрабасистов в то время был крайне ограниченным, сегодняшний его масштаб музыканту мог только грезиться. Программы с немногочисленными произведениями для контрабаса Гертович дополнял своими переложениями скрипичной музыки. Наряду с «Большим дуэтом» (со скрипкой) Д. Боттезини, «Арией» для баса и контрабаса Моцарта, «Концертом» для контрабаса С. Кусевицкого в его выступлениях звучали: «Соната № 4» для скрипки Моцарта, «Соната» Ц. Франка, «Пассакалия» Генделя-Хальворсена, многие скрипичные пьесы. Нередко музыкант играл и свои собственные произведения.
Выступления артиста с оркестром Большого театра СССР в Большом зале Московской консерватории становились значительными событиями музыкальной жизни столицы, в этих концертах он играл свои любимые произведения: «Концерт» С. Кусевицкого и «Канцонетту» из скрипичного концерта П.И. Чайковского.
Превосходный ансамблист, Гертович много сил отдавал камерному музицированию. Кажется, весь доступный в то время ансамблевый репертуар с контрабасом был сыгран музыкантом. Его партнерами по ансамблям были выдающиеся отечественные артисты: пианисты К. Игумнов, А. Гольденвейзер, Г. Нейгауз, Л. Оборин, Э. Гилельс, скрипачи Л. Цейтлин, Д. Ойстрах, Д. Цыганов, солист ГАБТа Иван Петров. Он выступал с квартетами имени Бетховена, имени Комитаса, квартетом Большого театра, в ансамбле старинной музыки. И именно Гертович стал участником премьеры в Москве, в 1927 году труднейшего Квинтета С. Прокофьева.
В оркестре Гертович сразу и безоговорочно занял положение лидера контрабасистов. Возглавляя группу контрабасов оркестра Большого театра в течение тридцати лет, он также выполнял обязанности концертмейстера групп в Персимфансе (Первом симфоническом ансамбле – оркестр без дирижера), а затем и Государственного симфонического оркестра СССР».
Пресс–релиз подготовлен Отделом по информационной политике и рекламе
Телефон для аккредитаций 629-06-38