Концертом в честь Сергея Кусевицкого, выдающегося музыканта, просветителя и мецената, мы открываем абонемент, посвященный 90-летию «Персимфанса» – Первого симфонического ансамбля, уникального оркестра, существовавшего в Москве с 1922 по 1933 годы, и признанного в свое время одним из лучших в мире. Основанный на принципах творческого равноправия и подлинной демократии, «Персимфанс» явил собой революцию в оркестровом деле: собрав под свои знамёна ведущих мастеров-инструменталистов – солистов Большого театра, профессоров и студентов Московской консерватории, – оркестр отказался от диктата дирижера, работа была построена на принципах камерного ансамбля. По примеру «Персимфанса» оркестры без дирижёра были организованы в Ленинграде, Киеве, Воронеже, Лейпциге и Нью-Йорке.
Жизнь оркестра была яркой, но недолгой. В 1933 году музыканты приняли решение прекратить выступления «Персимфанса», деятельность ансамбля была крайне затруднена изменениями в общественной жизни и законодательстве, несовместимой с разворачивающимся сталинским режимом.
В 2009-м году, силами московских консерваторцев, артистов ведущих симфонических коллективов, «Персимфанс» был воссоздан в Музыкальной лаборатории театра Школа драматического искусства по инициативе её руководителя Петра Айду. Выступления ансамбля были с энтузиазмом встречены зрителями и прессой и проходят с неизменным успехом как в России, так и за границей – во Франции и Норвегии.
Почему же концерт, открывающий юбилейный абонемент оркестра без дирижёра, посвящён дирижёру Кусевицкому? Дело в том, что Сергей Кусевицкий основал в 1911 году первый симфонический оркестр в Москве, музыканты которого впоследствии составили костяк «Персимфанса». К примеру, «лучший концертмейстер Европы» – Лев Цейтлин – был первой скрипкой и в оркестре Кусевицкого, и в «Персимфансе», став инициатором его создания и идеологом. Легендарный трубач Михаил Табаков исполнял в оркестре Кусевицкого обязанности инспектора, а в «Персимфансе» был одним из членов правления. Прославленный виртуоз Иосиф Гертович был концертмейстером контрабасов и у Кусевицкого, и в «Персимфансе».
Дирижёр, меценат, издатель, пропагандист новой музыки, Сергей Кусевицкий начинал свою карьеру как солист-контрабасист. А в 1929 году, в Нью-Йорке, вместе с пианистом Пьером Любошиц он записал несколько пьес из своего репертуара – это был первый в истории звукозаписи сольный альбом контрабасиста. Обращаясь с нашим оммажем к Сергею Кусевицкому и его времени, мы погружаемся в звуковой мир, живущий по иным, почти полностью утерянным эстетическим канонам, пытаясь воскресить все самое волнующее в этом мире – взаимоотношения времени и звука, в нем существующего. Ради этой безнадежной, бесполезной эфемерности мы сооружаем нашу музыкальную машину времени. Контрабас Giovanni Paolo Maggini (1624), принадлежавший Кусевицкому и подаренный Московской консерватории (его Сергей Александрович когда-то по случаю купил на улице у бродячего цыгана), концертное фортепиано санкт-петербургской фирмы Bekker (1900) – на подобных инструментах играли Чайковский и Скрябин.
Григорий Кротенко